Не дышите мне в мысли!
Прочитала я четыре источника, повествующих про инкубов. Все настолько противоречивы, что смысла выводить какое-то единое мнение я не вижу. Просто кратко опишу те открытия, что сделала. Ну, и кому интересно, может ознакомиться.
Источники были следующие:
1. Виноградова Л.Н. - Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян
2. Людовико-Мария Синистрари О демониалитете и бестиалитете инкубов и суккубов (сборник Демонология эпохи Возрождения)
3. Махов А. Е. - Hostis antiquus. Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря.
4. Р.Х. Роббинс Энциклопедия колдовства и демонологии

Два последних путешествуют по просторам интернета в том или ином пересказе. По моему мнению, они практически полностью основываются на том представлении об инкубах, которое сформировалось во времена охоты на ведьм (если в случае с Маховым это вытекает из названия, то Роббинс мог бы и поинтереснее исследование провести, потому как про инкубов ещё древние греки писали). Инкубы представляются как демоны, не имеющие плоти. Для сношений с женщинами они используют чужое тело, семя тоже крадут у других мужчин. И имеют очень сильную связь с ведьмами: спят с ними, спят с другими женщинами по их указке.
Вообще, инкубы-суккубы в те времена были идеальной отговоркой. Мол, я что, я ничего, меня коварный искуситель соблазнил, вот я и принесла дитя в подоле. Отчасти именно поэтому есть так много упоминаний об инкубах, а о суккубах почти нет.
Очень религиозные источники, которым я как-то с трудом могу верить.

Другое дело источник под номером два. Там мало того что совершенно другое видение представлено, так ещё и оформлено всё в виде полноценной научной работы. Что примечательно, со ссылками на Библию, а не только на средневековых ученых-монахов.
Согласно мнению этого исследователя, инкубы вообще не имеют ничего общего с демонами. На них не действуют молитвы-кресты-святая вода. Они имеют физическое тело, вполне способны к воспроизводству (причем от связи с человеком рождаются великаны, по описанию подозрительно похожие на нефелимов), живут в одной из четырех стихий. И по природе своей они более совершенны, чем люди, а потому живут дольше (автор свято уверен, что человек - венец природы и потому живёт дольше всех животных, видимо тогда о черепахах ничего не знали) человека. А уж если выберут свою жертву, никакие молитвы ей не помогут, будет приставать-соблазнять, пока не сдастся. Или пока самому не надоест.
Скотоложеством они, кстати, не брезгают. Понравившимся лошадкам гриву в косички заплетают (у нас домовые тоже так поступают, только хозяйке дома косы плетут).
А вот с ведьмами у них ничего общего нет. Они не демоны, а просто совершенно другие существа, иногда решающие поразвлечься со смертными.
"Это просто страстный любовник, не имеющий другой цели, кроме обладания особой, которую он любит. На это есть масса примеров у разных авторов и, между прочим, рассказ о Мелиппе Луции, который, после того как долгое время жил с одной женщиной, пожелал на ней жениться, но некий философ, присутствовавший на свадебном пиру, сказал Мелиппу, что он имел дело с компузой, т.е. с чертовкой-суккубой — и невеста тотчас со стоном упала в обморок".

Для меня наибольший интерес представляет мнение Виноградовой, поскольку она славянскую мифологию рассматривает. У нас, представьте себе, тоже были суккубы-инкубы, причем задолго до того, как было принято христианство.
В славянском фольклоре в роли духа-любовника обычно выступают:
а) покойник (упырь), навещающий в облике умершего мужа или жениха свою жену или невесту;
б) летающие демонические существа, наделенные признаками змея (иногда птицы);
в) черты, бес, нечистый дух, способный принимать вид змея, вихря, светящегося в полете предмета либо являться к женщине в виде близкого ей человека.
Иногда это домовой или леший. Иногда вампиры.
Но независимо от облика всех их объединяет одно: дух-любовник является к женщине, потерявшей мужа или возлюбленного и тоскующей по нему, в образе умершего. Именно поэтому по покойным запрещено было долго горевать.
И ещё одно отметить хочется - у славян считалось, что незамужние-неженатые подобны самоубийцам и некрещенным младенцам, то есть не способны обрести успокоение. Поэтому, когда хоронили холостых, одновременно устраивали и венчание. Венчали либо с женихом-невестой умершего, либо с каким-либо растением, предметом. Иногда даже с камнями.
В Сербии подобные обряды фиксировались ещё в 50-е годы XX века.

А я-то удивлялась, увидев во "Властителе солнца" мадам Ко, призрачную сваху. Думала, до чего, однако, азиаты странные, если такими вещами занимаются. Оказывается, наши предки тоже похожие традиции имели. И поди теперь разберись, кто у кого идею заимствовал.

Кстати, единственное упоминание о том, что жертва от сношений с инкубом чахнет, сохнет и умирает, встречается как раз в славянской мифологии. У нас девушка, которую облюбовал инкуб, уже не сможет от него избавиться. Единственный путь - могила. Потому что не даст ей инкуб замуж выйти, убьет. ("Так не доставайся ж ты никому!")

В общем, увлекательное чтение на вечер оказалось. Пожалуй, перечитаю книгу Виноградовой от корки до корки. Очень у неё стиль хороший. И потрясающе интересные факты при прочтении вскрываются. Ну а для своего рассказа попробую вывести некое свое видение этих созданий, пожалуй.
На сегодня все.

@темы: То, что нравится мне