Не дышите мне в мысли!
Для меня каждый поход в книжный магазин превращается в нечто эпическое, потому что домой я приношу такой ворох эмоций (как негативных, так и позитивных), что потом долго не могу отойти. И мои домашние тоже.
Нынче ходила за томиком стихов Рождественского, хотелось подарить хороший подарок на 8 марта. Нашла отличную книгу с прекрасным оформлением и содержанием, так что даже не жалко было отдать за нее ту сумму, которую просили. Потому что приятно брать в руки, открывать, листать, читать. Душа радуется не только замечательным стихам, но и их преподнесению.
Стихи у нас пока что издают в хорошем качестве, не опошлили их ещё как, например, собрания сочинений классиков, которые издают, прошу прощения, на туалетной бумаге, которую и в руки-то брать противно, а потом удивляются, почему их не покупают. Лично мне ни к чему одноразовые книжонки, которые совсем не стоят запрошенной за них суммы и которые и в руки-то взять противно. Взяла я так вот своего любимого Пикуля, подержала в руках пару секунд - как раз хватило, чтобы на тонюсенькие серенькие листочки посмотреть, которые и листать не хочется - и поставила обратно. Ну их, не хочу пачкаться.
Зато, например, томик Бредбери с суперобложкой, отличной бумагой и наполнением из моих любимых романов я листала долго. Очень хотела купить, но денег на него у меня на тот момент не было. Но я подумываю над тем, чтобы таки съездить и приобрести его. Ибо шикарная вещь в шикарном оформлении, за которую никаких денег не жалко.

Я к чему это все.
Вот наши издатели ноют, мол, пираты, заразы такие, забирают изо рта последний кусок хлеба, продажи падают, и вообще, на книжном рынке всё плохо, плохо, плохо, хоть стреляйся.
Не, ну если сидеть на жопе (пардон за мой французский), ничего не делать, ляпать второстортные новинки и издавать отличные книги на туалетной бумаге, конечно, всё будет плохо.
Я специально статистику глянула за прошлый год. Продажи, как обычно, снижаются, правда, в пределах 2-3 процентов, падают тиражи новых книг (потому что сколько можно одно и то же жевать, все эти Доноцовы-Устиновы уже оскомину набили, принципиально нового они уже ничего выдать не могут, а на книги новых авторов без слез не взглянешь). Почему-то средняя цена на книгу не меняется, но вчера я не видела ни одной книги по заявленной цене в 170 рублей, в основном меньше 250 ни одной книги нет. Ну, если не считать стихи, их дешевле чем за 180 рублей не купишь. Откуда такая статистика? Оттуда же, откуда у нас инфляция рассчитывается? Для сравнения, ещё пару лет назад можно было купить фентези наших гениальных саимздатовцев за 170 рублей приблизительно, а сейчас дешевле чем за 250 вряд ли найдется. Я понимаю, у нас есть региональная специфика, цены не для каждого города одинаковы, но какое-то это уж сильно большое отличие.
Ещё, что примечательно, уменьшается доля рынка, занимаемая нашим монстром Эксмо-АСТ и увеличивается доля других издательств. И что-то мне подсказывает, что тенденция сохранится. Особенно относительно доли рынка.
Для сравнения мои вчерашние наблюдения. Про Пикуля я уже писала, отвратная бумага, унылое оформление, но твёрдый переплёт (единственный плюс), и стоит всё это счастье под 400 рублей. Это у нас АСТ. Но есть, например, Издательский дом Митрофанова (надеюсь, не ошиблась), который, правда, нацелен в основном на детскую аудиторию, но это не так принципиально. Отличная бумага, красочные обложки, иллюстрации и замечательные авторы (Крапивин, Булычев, Экзюпери). Книги стоят примерно столько же, но, когда берешь в руки, сразу хочется купить. Потому что качество.
Отсюда встает вопрос: почему? Почему книги совершенно разного качества стоят одинаково? Хотя, по идее, должно быть наоборот. Туалетный Пикуль должен стоит в разы дешевле. Во-первых, из-за внешнего выполнения, во-вторых, из-за эффекта масштаба - у крупных издательств за счет большого количества выпускаемых книг косвенные издержки должны быть ниже. Тогда откуда такие цены? Очень уж мне интересно на калькуляцию себестоимости книги у обоих издательств глянуть. Ну прямо страсть как хочется. А заодно посмотреть, какую себе накрутку позволяют делать продавцы. Уж не всю ли сотню процентов?
В таком случае у них просто отличная рентабельность на выходе должна быть.

Так что товарищи издатели сами виноваты в своем кризисе. Почему-то они забыли, что мы уже не те читатели, которые из-за дефицита могли купить любое издание, лишь бы обзавестись книгой любимого автора. Теперь нам подавай не только содержание (качество которого сейчас тоже под вопросом), но и внешнее исполнение.
Я не буду покупать сапоги из кожзама на 8 тысяч, если за эти же деньги, ну, или немного дороже можно купить обувь из натуральной кожи.
То же и с книгами. Книга, если это не покетбук, предназначена для многоразового использования. Её надлежит читать и перечитывать, а не выбрасывать после двух-трух прочтений, поэтому и оформление должно быть соответствующее. Но в магазине качественно изданных книг наберется от силы пятая часть. Их купят, да. Отвратно изданную классику купят мамы школьников, но не все, у многих ещё есть хорошие библиотеки, собранные в советское время. Про современных авторов молчу, ибо по моим наблюдениям у полок с ними почти всегда пустота (про мэтров, заработавших имя, я не говорю, с ними картинка повеселее, их всё же покупают).
Вот и падают продажи неуклонно, растут цены, и от этого продажи падают ещё сильнее, потому что законы спроса-предложения ещё никто не отменял.

Надо, надо уже кому-то вставать со своей пятой точки, идти в народ, учитывать их предпочтения, а не те, что придумали маркетологи, не выходящие из своих кабинетов, издавать книги (а это венчурный бизнес в чистом виде - из десяти книг может только одна оправдаться, зато как оправдаться...) И работать, работать, работать. А не ныть, какие плохие читатели, не хотят покупать туалетное чтиво, и какие плохие пираты, что это самое туалетное чтиво распространяют.
За хорошую книгу денег не жалко. Потому что это хорошая книга. Когда же нас ими порадуют?

@темы: книги, литературное